|
  На первом месте идут холодильники. Затем еда. За ними следуют телевизоры, а машины если и отстают, то не на много. Все больше и больше российских заводов производят товары, которые люди хотят покупать. Их продукция побивает иностранные конкурирующие товары ценой, и иногда совершенно не уступает им по качеству. Когда-то, лет пять-шесть назад, никто, включая российские компании, не думал, что у них когда-либо появятся хорошие потребительские товары. Российские машины могли довести вас до слез, но не могли довезти вас куда-нибудь. Российские телевизоры стояли на втором месте после курения в постели в списке наиболее распространенных причин пожаров в жилых домах. Холодильники "Стинол" были первым и какое-то время единственным доказательством того, чего российские предприятия могут добиться, если попытаются. "Стинол", бывший тогда частью Новолипецкого металлургического комбината-гиганта, заказал производственную линию у компании "Мерлони", итальянского производителя бытовой техники в 1989 году, когда Запад еще предоставлял России недорогие кредиты на длительный срок. Производство началось в 1993 году. Александр Фрадкин, бывший главой "Стинола" до 1996 года, смог удержать завод на плаву в ходе краха экономического строя, и был достаточно умен, чтобы понимать важность продвижения бренда. Он понял, что для того, чтобы люди хотели покупать товар, нужно его рекламировать, и он потратил очень много, по российским меркам, средств на это. В прошлом году, отдавая должное хозяйству Фрадкина, "Мерлони" согласилась купить завод у Новолипецкого комбината и сделала "Стинол" своей собственностью. Финансовый кризис августа 1998 года стал поворотной точкой для многих производителей. Рубль обесценился в четыре раза, вытеснив тем самым импортные потребительские товары из России и снизив цены на внутреннем рынке. Несмотря на то, что в долларовом эквиваленте продажи российских потребительских товаров стали меньше, многие компании увеличили объемы продаж и свои доли на рынке. Например, "Вим-Биль-Данн", лидер среди российских производителей молока и соков, сообщал, что в долларовом эквиваленте продажи снизились с 486 млн. долл. США в 1998 году до 402 млн. долл. США в 1999 году, но вместе с тем объем продаж за этот период вырос на 50 процентов. До кризиса российские покупатели телевизоров склонялись к импортным маркам "Сони", "Панасоник", "Самсунг" или "Филипс". Российские заводы по производству телевизоров практически встали. Произведя около четырех с половиной миллионов телевизоров в 1990 году, российские заводы в 1997 собрали всего сто тысяч штук. Как бы то не было, за последние три года российские телевизоры начали возвращаться на рынок, чему способствовали не только улучшение экономических условий, но и новые хозяева заводов и новый подход к делу. В 1997 году частные инвесторы купили московский завод "Рубин", который в советские времена производил лучшие телевизоры. "Рубин" почти обанкротился. Новая команда уплатила задолженности по налогам, сократила персонал, и встала перед интересным выбором: быть производственной компанией, утверждающей, что ее дела поправляются, или же, в случае неудачи, иметь несколько акров первосортной недвижимости на западе Москвы. Инвесторы использовали оба варианта. Купив завод, они приобрели завод электроники, расположенный недалеко от Воронежа, в западной части России, который производил видеомагнитофоны. Они переоборудовали его для производства телевизоров, перевезли на него главную производственную линию завода "Рубин", оставив управление и конструкторское бюро в Москве. Освободившееся пространство было отремонтировано и сдано под торговый центр. По словам заместителя генерального директора компании Алекса Милявского, завод, не выпустив ни одного телевизора в 1997 году, в этом году планирует собрать около 400 тысяч, и как минимум 625 тысяч в следующем. Телевизоры "Рубин" продаются, потому что они дешевле продукции иностранных конкурентов. Однако разница не очень велика, так как 80 % комплектующих импортируются. В результате телевизоры "Рубин" стоят всего на 15 % дешевле иностранных, говорит г-н Милявский. Это значит, что покупатели должны быть уверены, что они покупают продукцию соответствующего качества. К удивлению тех, кто когда либо видел, а тем более смотрел советские телевизоры, новый "Рубин" выглядит совершенно по другому. В этом месяце на прилавках впервые появится серебряная модель с плоским экраном. Он, конечно, не заставит богатых россиян оторваться от своих настенных плазменных экранов, однако представит интерес для семей, не способных собрать деньги на покупку среднеэкранного "Сони". У "Рубина" и других российских производителей телевизоров возникает всего один вопрос: будет ли для их снабжения развиваться производство комплектующих. Если они смогут покупать больше российских компонентов по низким российским ценам, они увереннее смогут конкурировать. Если нет, их выживание будет в огромной мере зависеть от продолжения осуществления тарифной поддержки. Г-н Милявский считает, что правительство может помочь, выделив средства, необходимые для строительства в России завода по производству высококачественных кинескопов, или выступив гарантом. Стремление использовать недорогие российские комплектующие определило необычную форму давно ожидаемого совместного предприятия фирмы "Дженерал Моторс" с "Автовазом", крупнейшим российским производителем автомобилей. Обе компании надеются совершить прорыв на потребительском рынке: создать качественный массовый российский автомобиль. Новое совместное предприятие совместно с Европейским банком реконструкции и развития в качестве третьего партнера планирует инвестировать 333 млн. долл. США в завод по производству разработанного "Автовазом" внедорожника "Нива-2123". Эта машина будет переименована в "Chevy Niva". Планируется производить 75 тысяч автомобилей в год, достаточно хороших и надежных для того, чтобы половина из них продавалась на внешнем рынке. Так как совместное предприятие будет создавать российский автомобиль, оно будет использовать российские комплектующие "Автоваза" по российским ценам. В этом и состоит отличие от стратегии "Дженерал Моторс" в других странах, где компания строит заводы по производству своих собственных автомобилей. Российские производители не воспринимают все как должное. Сейчас они опасаются, что благоприятные экономические условия, обеспечившие им прорыв, могут измениться. Несмотря на то, что в 1998 году российская валюта сильно обесценилась, высокая инфляция снова повышает обменный курс рубля, что является главным образом следствием больших вливаний иностранной валюты, поступающей от продажи нефти. Аналитики подсчитали, что российские компании потеряли примерно половину прибыли по сравнению с 1998 годом. Однако положительно то, что правительство предпринимает шаги по облегчению жизни начинающих свою деятельность небольших компаний. Упрощено налогообложение и снижены планки: в следующем году корпоративный налог на прибыль уменьшится с 35 до 24 процентов. Находящийся сейчас в парламенте законопроект сократит количество видов деятельности, попадающей под лицензирование, с 340 до 104. И, наконец, между производителями и покупателями появляется действенная связь. Потребители видят, что они могут купить действительно качественные российские товары, а производители понимают, что если они будут производить качественную продукцию, то покупатели будут покупать ее. До осуществления мечты г-на Милявского завоевать своими телевизорами западные экспортные рынки может пройти много времени. Однако в 1997 году так же нереально казалось отвоевать российский внутренний рынок. Перевод: Рафаэль Сайдашев, Страна.Ru Опубликовано на сайте http://www.inosmi.ru: 25 июля 2001 Оригинал публикации: Russian consumer goods shake off a bad reputation ("The Financial Times")
|
| Главная | Новости | Статьи |
Ссылки |
Наши предложения
| Гостевая книга | Карта сайта | Web-мастеру | Форум |
Дизайн группа © 2001г.
При использовании материалов сайта, ссылка на ресурс обязательна